Страница 93 - ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Плешаков, Крючкова. Учебник часть 1

Старая и новая редакции

Вернуться к содержанию учебника

90 91 92 93 94 95 96

Вопрос

Выберите год учебника

Стр. 93 учебника 2019-2022:

Обсудим!

1. Сравните природу зоны пустынь с природой степей.

2. Почему говорят, что у пустыни два хозяина: солнце и ветер?


Стр. 93 учебника 2011-2018:

Проверь себя

1. Покажи на карте зону тундры.

2. Дай краткую характеристику зоны тундры по плану, приведённому на с. 71.

Ответ

Стр. 93 учебника 2019-2022:

1. Сравниваем природу зоны пустынь с природой степей.

В пустыне лето ещё жарче, чем в степи. Поверхность земли нагревается до 70 ºС, поэтому в пустыне нет такого большого количества трав, как в степи. А это значит, что и животных в пустыне гораздо меньше. Лишь немногие смогли приспособиться к очень знойному климату. 

2. Рассказываем, почему говорят, что у пустыни два хозяина: солнце и ветер.

В пустыне дожди – очень редкое явление. Господствуют там солнце и ветер, поэтому их называют хозяевами. 


Стр. 93 учебника 2011-2018:

1. Показываем на карте зону тундры.

Становимся у карты таким образом, чтобы не закрывать собой показываемые объекты. Плавно указкой обводим границы объекта и называем его.

Тундра занимает крайнюю северную часть России, берега которой омывают Баренцево и Карское моря, затем море Лаптевых, Восточно – Сибирское море, Чукотское море. На северо – востоке часть тундры местами находится между областями высотной поясности.

2. Даём краткую характеристику зоны тундры по плану, приведённому.

Характеристика тундры по плану

1. Название, изображение на карте.

Природная зона – тундра. Изображение на карте – . Показываем на карте изображение тундры: крайнюю северную часть России, берега которой омывают Баренцево и Карское моря, затем море Лаптевых, Восточно – Сибирское море, Чукотское море. На северо – востоке часть тундры местами находится между областями высотной поясности.

2. Особенности природы (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе).

Условия неживой природы:

• в тундре долгая и очень холодная зима, прохладное короткое лето;

• круглый год в тундре дуют сильные холодные ветры;

• летом почва оттаивает на небольшую глубину, а дальше лежит слой многолетней мерзлоты;

• в тундре очень много озёр и болот, потому что из – за низкой температуры воздуха вода с поверхности почвы испаряется очень медленно.

Растения тундры: различные мхи, ягель, карликовая берёза, полярная ива, голубика, брусника, морошка.

Животные тундры: мошки, комары, кулики, гуси, лебеди, журавли, лемминги, дикие северные олени, волки, белая куропатка, бела сова, песцы, кречеты.

Взаимосвязи в природе:

• От количества леммингов зависит жизнь хищников, которые на них охотятся. В те годы, когда леммингов бывает мало, совы откладывают мало яиц, а песцы рождают мало детёнышей.

• В тундре полчища комаров и мошек, потому что на её территории очень много озёр и болот. В этих водоёмах достаточно пищи для комаров и мошек: крошечные водоросли, остатки растений.

• За дикими северными оленями всегда следуют волки, которые охотятся на больных, отбившихся от стада животных.

3. Использование природы данной зоны человеком.

Человек разводит домашних северных оленей. Он использует территории тундры, пасёт оленей на пастбищах. Оленеводы перегоняют животных по тундре в поисках новых пастбищ с ягелем.

В тундре добывают нефть и газ.

Ведётся незаконная охота.

4. Экологические проблемы и охрана природы.

1. На многих оленьих пастбищах исчезает ягель. Оленеводам следует чаще перегонять животных с пастбища на пастбище, чтобы ягель успевал нарастать.

2. Во время добычи нефти окружающая местность сильно загрязняется. Теперь на нефтепромыслах внедряют новые технологии, которые безопасны для окружающей среды.

3. Незаконная охота – браконьерство. Под особую охрану взяты редкие животные, созданы заповедники.

Вопрос

Выберите год учебника

Стр. 93 учебника 2019-2022:

Проверь себя

1. Покажи на карте зоны полупустынь и пустынь.

2. Дай краткую характеристику зоны пустынь по плану, приведённому на с. 47.


Стр. 93 учебника 2011-2018:

Задания для домашней работы

1. Нарисуй, как ты представляешь себе тундру. Можно попробовать из пластилина и других материалов сделать макет участка тундры.

2. В книге "Зелёные страницы" прочитай рассказ "Ягель". Какие виды лишайников объединены под этим названием? Какие экологические связи раскрыты в этом рассказе? Объясни их с помощью текста рассказа.

3. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из растений или животных тундры. Запиши в рабочей тетради план своего сообщения и наиболее важные сведения о растении или животном.

Ответ

Стр. 93 учебника 2019-2022:

1. Показываем на карте зоны полупустынь и пустынь.

Располагается зона пустынь и полупустынь на юге европейской части нашей страны. С юго – западной стороны зону пустынь и полупустынь омывает Каспийское море.

Площадь этой природной зоны невелика.

2. Характеристика зоны пустынь по плану

1. Название, изображение на карте.

Природная зона полупустыни и пустыни. Обозначается на карте жёлтым цветом.

2. Особенности природы

Условия неживой природы

Пустыни бывают песчаные и глинистые, в них нет плодородной почвы. Климат очень жаркий и засушливый. Поверхность пустынь днём нагревается до 70º С, а ночью становится прохладно, песок и глина быстро остывают. Осадки настолько редки, что порой за всё лето не бывает ни капли дождя.

Живые существа

Лишь немногие животные смогли приспособиться к знойным условиям пустынь. Там живут верблюды, сайгаки, саджа, песчанка, ушастый ёж, тушканчик, корсак, ящерица – круглоголовка, кобылка, песчаный удавчик, священный скарабей, жук – чернотелка, ящурка быстрая.

Взаимосвязи в природе

Растения пустынь – верблюжья колючка, колосняк, джузгун. Они являются не только пищей для животных, например, колосняк и джузгун своими корнями закрепляют пески, которые передвигаются под действием ветра. 

Растениями питаются саджа, немногочисленные насекомые, верблюды, сайгаки. Грызуны тоже питаются растениями, но ещё поедают насекомых. Насекомыми питаются ящерицы, на грызунов охотятся корсак и песчаный удавчик. 

3. Использование природы данной зоны человеком.

Люди провели каналы с водой во многие районы пустынь, появились поля, сады, виноградники. Разводят домашних животных – овец и верблюдов.

4. Экологические проблемы и охрана природы.

Засоление почвы – результат неумеренного орошения.

Появилось больше подвижных песков, которые засыпают поля, дороги, постройки. Перевыпас животных лишает почву растений, которые своими корнями закрепляют пески.

Браконьерство поставило под угрозу исчезновения сайгаков, их становится всё меньше.

Для сохранения природы полупустынь и пустынь создан заповедник "Чёрные земли".


Стр. 93 учебника 2011-2018:

Домашняя работа

1. Рисуем, как представляем себе тундру. Можно попробовать из пластилина и других материалов сделать макет участка тундры.

Выполняем рисунок по заданию учебника в рабочей тетради.

2. В книге "Зелёные страницы" читаем рассказ "Ягель". Перечисляем, какие виды лишайников объединены под этим названием. Какие экологические связи раскрыты в этом рассказе. Объясняем их с помощью текста рассказа.

Виды лишайников: кладония оленья, кладония альпийская, кладония лесная.

Экологические связи: северные олени поедают ягель и зимой, и летом. Зимой ягель для оленей становится единственной пищей. Без него животные пропали бы. Не будет в тундре ягеля, значит не будет оленей.

3. Сообщение по окружающему миру на тему: "Росомаха – жительница тундры"

1. Росомаха, описание.

Росомаха похожа на маленького медведя. Она является одним из коренных хищных животных тундры России. При неуклюжей и косолапой походке они гибкие и проворные, как их сородичи в семействе куньих.

По размерам росомаха напоминает крупного пса, по виду – барсука или медведя с пушистым хвостом, размер которого около 18 – 23 см. Взрослое животное может вырасти до 85 см при весе 10 – 14 кг (самка) и 13 – 17 кг (самец). Самые крупные экземпляры могут весить и 20 кг.

Росомаха отличается огромными пятипальцевыми, почти квадратными ступнями (10 см – длина, 9 см – ширина) с крючковатыми когтями. Такая форма ступней помогает зверю легко преодолевать глубокие заснеженные участки. 

Летном мех у росомахи слишком короткий, а к морозам вырастает густой шерстный покров темно – коричневой/черной расцветки, разбавляемой широкой, более светлой полосой по бокам.

Грубая шерсть уникальна по структуре: никогда не слипается и не промокает.

2. Образ жизни, питание.

Росомаха в питании не привередлива, она часто поедает остатки добычи волков. Сама ловит беляков, мышевидных грызунов. Иногда даже охотится на крупных копытных: может напасть на оленя. По деревьям росомаха лазает не хуже, чем передвигается по земле.

За постоянные перемещения росомаху прозвали бродягой. Неразборчивость в еде помогает ей выжить в суровых условиях. Если добычу нельзя догнать, то росомаха берёт её измором, преследуя до истощения сил.

3. Интересное о росомахе.

Росомаха спокойно переносит недельный голод, но отъедается всегда про запас, быстро набирая вес. Крупную жертву разгрызает на несколько больших фрагментов и прячет в разных местах, доедая постепенно, за 3-4 дня.

♦ Как и все представители куньих, росомаха имеет прианальные железы, выделения которых использует для привлечения особей противоположного пола, для обозначения "своей" территории, для отпугивания врагов.

Пахучий секрет не просто защищает росомаху от покушений хищников, но и придает ей храбрости. Она может отнять добычу у волка. Отсутствие сопротивления объясняется просто: волк пытается уйти от вонючего разбойника как можно быстрее.

Росомаха надеется на свою силу и крепкие зубы. Если они не помогают, в ход идет последнее убойное оружие – отвратительный запах.

♦ Росомахе не занимать злобы, из – за чего её сторонится даже медведь. 

♦ На человека не нападает без крайней необходимости. Только в случае опасности, если он загонит ее в угол. При опасности тявкает как лиса.

Вопрос

Задания для домашней работы (на выбор)

1. Нарисуй, как ты представляешь себе пустыню. Можно изготовить макет участка пустыни. Какие материалы тебе для этого понадобятся?

2. Узнай по фотографиям животных пустынь. Ответь устно. Проверь себя на "Страничках для самопроверки".

3. Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом.

Подсказка

Рисуем рисунок в рабочей тетради на с. 53.

Ответ

Домашняя работа

1. Рисуем, как представляем себе пустыню. Можно изготовить макет участка пустыни. Думаем, какие материалы для этого понадобятся.

Рисуем рисунок в рабочей тетради.

2. Узнаём по фотографиям животных пустынь.

  

1. Сайгак.

2. Ушастый ёж.

3. Корсак.

4. Ящерица – круглоголовка.

5. Тушканчик.

3. Рассказ о воображаемой научной экспедиции в пустыню

Всю весну мы готовились к научной экспедиции в пустыню.

Зная засушливый климат этой природной зоны, мы взяли с собой много воды, запасы пищи, панамы, фотоаппараты и блокноты. Взяли даже очки, которые могут защитить от песка, разносимого горячим ветром.

Цель нашей экспедиции – это наблюдение за животными пустыни в естественной среде обитания. 

Все участники экспедиции передвигались на специально оснащённых автомобилях с очень широкими колёсами.

В первый же день мы были очарованы большим количествам барханов из песка. Это похоже на песчаное море с волнами. Палящее солнце и никого вокруг, словно безжизненная планета. Лишь изредка по пути встречались растения: верблюжья колючка, джузгун или колосняк. 

Вдруг мы увидели несколько верблюдов. Они с гордо поднятыми головами двигались нам на встречу. Это все животные, которых удалось встретить за целый день. 

Уставшие и изнурённые жарой мы остановились на ночлег. Всем предстояло провести ночь в автомобилях со спальными местами, но мы не торопились укладываться спать. Именно ночью пустыня оживает, потому что жара спадает, и животные выходят из нор для добычи себе пропитания.

В темноте ночи то тут, то там сверкали чьи – то глаза, до нас доносился шум возни и писков. Это были тушканчики, ушастые ежи, песчанки. Под лучами прожектора мы видели ещё несколько змей и ящериц.

Условия пустынь слишком знойные, тяжёлые, поэтому днём в пустыне мы встретили только верблюдов и маленькое стадо сайгаков. Остальные звери днём редко выбираются из своих убежишь, они ждут прохлады ночи.

Наша цель достигнута: мы видели верблюдов и сайгаков в их естественной среде обитания, а за ночными жителями пустыни мы подсмотрели с помощью прожектора для освещения.

Научная экспедиция удалась!

Вернуться к содержанию учебника