Страница 119 - ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Плешаков, Крючкова. Учебник часть 1

Старая и новая редакции

Вернуться к содержанию учебника

116 117 118 119 120 121 122

Вопрос

Выберите год учебника

Стр. 119 учебника 2019-2022:

Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных богатствах.


Стр. 119 учебника 2011-2018:

1. Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения пустынь. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в пустыне. Проверьте себя по тексту учебника.

2. По рисунку на с. 120 – 121 познакомьтесь с животным миром пустыни. Информацию о животных найдите в тексте учебника.

3. Расскажите по этому рисунку об экологических связях в пустыне. Изготовьте модель цепи питания, характерной для пустыни.

Ответ

Стр. 119 учебника 2019-2022:

Читаем текст. Используем его при рассказе о подземных богатствах.

Подземные богатства являются для людей источником многих благ, основой промышленности, которая обеспечивает население всем необходимым. 

Полезные ископаемые относятся к неживой природе и тесно связаны с человеком. Оказывается, что многие полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, которые жили миллионы лет назад. За это время их останки не исчезли, а превратились в известняк, уголь нефть, природный газ. Человек постоянно пользуется этими полезными ископаемыми. Вот такая существует неразрывная связь между живой и неживой природой.


Стр. 119 учебника 2011-2018:

1. Рассматриваем в гербарии и на рисунке растения пустынь. Высказываем предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в пустыне. Проверяем себя по тексту учебника.

Верблюжья колючка имеет очень длинный корень, который питает влагой растение с большой глубины. Листочков мало, и они очень маленькие. Это позволяет им не испарять много влаги.

Колосняк имеет узкие листья, что тоже позволяет не испарять растению много влаги.

Джузгун имеет маленькие листочки – веточки и круглые плоды, которые легко переносятся по пустыне ветром и укореняются при благоприятных условиях.

2. По рисунку на с. 120 – 121 знакомимся с животным миром пустыни. Информацию о животных находим в тексте учебника.

Верблюд – это животное, которое имеет довольно большие размеры. Средняя высота в холке взрослой особи чуть больше 2 метров. На спине у верблюдов имеются своеобразные "горбы". Верблюды запасают в них жир, который в случае большой жажды, они превращают в воду.


Саджа. Подошвы ног птицы имеют толстые кожистые подушечки, предохраняют птицу от ожогов.


Сайгаки – парнокопытные животные. Могут бегать со скоростью до 80 километров в час. Держатся стадами, кочуя в поисках воды и пищи.


Песчанка – грызуны, которые живут группами в длинных и разветвлённых норах.


Ушастые ежи способны долгое время обходиться без еды и воды. День проводят в норе, активны в сумерках и ночью. 


Тушканчики – грызуны. Имеют длинные, сильные задние ноги и длинный хвост Прыгают на расстояния до 3 метров. Длинный хвост помогает зверьку удерживать равновесие.


Корсак похож на обыкновенную лисицу, но заметно мельче.


Ящерица – круглоголовка в момент опасности очень быстро зарывается в песок.


Кобылка – насекомые семейства Настоящие саранчовые.


Песчаный удавчик ведёт скрытный образ жизни. Свою добычу – мелких грызунов и ящериц подстерегает, зарывшись в песок и умерщвляет, сжимая кольцами тела.


Священный скарабей – род жуков семейства Пластинчатоусые.

Жук – чернотелка. Эти жуки довольно крупные (3 – 4 см в длину), имеют сросшиеся надкрылья, не летают и живут несколько лет.


Ящурка быстрая быстро бегает и прыгает на расстояние до 50 см. В песках роет короткие и неглубокие норки. 

3. Рассказываем по рисунку об экологических связях в пустыне. Изготавливаем модель цепи питания, характерной для пустыни.

В пустыне скудный растительный и животный мир. 

Кобылка, жук – скарабей, жук – чернотелка питаются растительностью.

Песчанка, ушастый ёж, тушканчик, ящерица – круглоголовка, ящурка быстрая питаются растительностью и насекомыми.

Птица саджа питается растительностью.

Верблюды и сайгаки питаются растительностью.

Корсак охотится на грызунов и ящериц.

Песчаный удавчик охотится на грызунов и ящериц.

Примеры моделей цепи питания

Колосняк ← тушканчик ← песчаный удавчик.

Колосняк ← песчанка ← корсак.

Верблюжья колючка ← верблюд.

Джузгун ← верблюд.

Вопрос

Проверь себя

1. Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.

2. Опиши любое полезное ископаемое вашего края (по своему выбору).

3. Почему к подземным богатствам нужно относиться бережно?

Ответ

1. Определяем по образцам и называем важнейшие полезные ископаемые своего края.

Важнейшими полезными ископаемыми Нижегородской области являются: торф, железные руды, поваренная соль, пески, глины.

2. Описываем любое полезное ископаемое нашего края (по своему выбору).

Каменная соль, или галит, – это минерал, который состоит из кубических кристаллов. Многочисленные мелкие кристаллики легко рассмотреть в пачке столовой соли грубого помола.

Галит находится в осадочных породах, толщина его залежей достигает 350 метров. Этот минерал является основным источником поваренной соли. Также из него производят хлор, натрия гидроксид, соляную кислоту.

В Нижегородской области добывают каменную соль в Белбажском соляном месторождении. Оно находится на территории Ковернинского района Нижегородской области, в 155 км от Нижнего Новгорода. Это одно из крупнейших месторождений соли в России, которое входит в пятерку крупнейших соляных месторождений страны.

Запасы соли Белбажского месторождения превышают 2,5 млрд тонн. Глубина пласта залегания соли составляет 460 метров. Добыча каменной соли осуществляется способом подземного выщелачивания соляного пласта.

Соль применяется в пищевой промышленности в виде приправы, в металлургии при обжигании руд и очистке металлов.

На транспорте соль применяют для предохранения кокса или марганцевой руды при перевозке, посыпая дно вагонов. 

Поваренную соль используют для обработки кожаных изделий с целью предотвращения их гниения.

3. Отвечаем, почему к подземным богатствам нужно относиться бережно.

Подземные богатства следует использовать разумно и бережно к ним относиться. Дело в том, что они когда – то в будущем закончатся. Поэтому людям не следует к дарам природы относиться расточительно.

Вопрос

Задания для домашней работы (на выбор)

1. Подумай, использует ли твоя семья в домашнем хозяйстве какие – нибудь полезные ископаемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?

2. В краеведческом музее познакомьтесь с разделом о полезных ископаемых вашего края и их переработке. На каких предприятиях вашего края перерабатывают полезные ископаемые? Что из них производят?

3. В книге "Великан на поляне" прочитай рассказ "И камень достоин уважения". Проанализируй своё поведение в природе. Чему может научить тебя этот рассказ?

Ответ

Домашняя работа

1. Я думаю, что каждая семья использует в домашнем хозяйстве полезные ископаемые или продукты их переработки. Например, соль есть в каждом доме. Без неё сложно представить нашу пищу. 

Пищу мы готовим в посуде, которая изготовлена из продуктов переработки железных руд. Не только многая посуда может быть из металла, но и другие предметы в доме – дверные ручки, части кухонной бытовой техники, замки в дверях, газовые и электрические плиты и многое другое.

Во электронике и электроприборах, которыми мы пользуемся, используются металлы: алюминий, медь, серебро, золото.

Стекло производят путём переработки песка и кварца. В доме у нас стёкла в окнах, посуда из стекла, линзы в очках, некоторые части мебели.

Из сырой нефти, из природного газа делают пластмассы. Сейчас в каждом доме большое количество предметов изготовленных из пластмассы – ручки, бутылки, пакеты, корпус бытовой техники, мебель, игрушки, бижутерия и многое, многое другое.

В современном мире у каждого в доме есть продукты из полезных ископаемых или их переработки. Даже дома сделаны с использованием полезных ископаемых – песок, глина, известняк, галька и прочее.

2. Полезные ископаемые нашего края: торф, железные руды, каменная соль, пески, гипс и ангидрит, песчано – гравийные смеси, глины.

Предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых:

Торфопредприятие ООО "Альцево – торф" является одним из ведущих предприятий по добыче и переработке торфа в Нижегородской области. Предприятие производит: сельскохозяйственный торф, топливный торф, а также брикетный торф (торфяной брикет).

ООО "Кварцевые пески" – горно – обогатительный комбинат, который добывает и обогащает кварцевый песок на Сухобезводненском месторождении Нижегородской области.

3. В книге "Великан на поляне" читаем рассказ "И камень достоин уважения".

Этот рассказ учит нас бережному отношению к окружающей природе. Она создавалась миллионами тысячелетий, и камни являются свидетелями тех давних времён. Жизнь человека коротка, а камни вечны. Неразумно за свою короткую жизнь оставить отпечаток своего бездумного поведения на камнях и скалах. Это портит красоту природы и не делает чести человеку, который пишет никому не нужные надписи.

Вернуться к содержанию учебника