Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
Стр. 127 учебника 2019-2022:
► По приведённому плану дай характеристику лесного сообщества вашего края. При раскрытии пунктов 4 – 6 используй знания, полученные на уроке "Лес и человек".
Стр. 127 учебника 2011-2018:
1. Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения Черноморского побережья Кавказа. Подумайте, по каким признакам вы узнаете эти растения в природе.
2. По рисунку учебника (с. 128 – 129) познакомьтесь с животным миром Черноморского побережья Кавказа. Информацию о животных найдите в тексте учебника.
3. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в природе Черноморского побережья Кавказа. Изготовьте модель характерной цепи питания.
Стр. 127 учебника 2019-2022:
Стр. 127 учебника 2011-2018:
1. Рассматриваем в гербарии и на рисунке растения Черноморского побережья Кавказа. Думаем, по каким признакам мы узнаём эти растения в природе.
Магнолия. Это невысокое дерево можно узнать по узким листьям и бело – розовым цветкам Плоды магнолии – вытянутые шишечки.
Инжир узнаём по его необычным плодам фиолетового цвета. У этого плодового дерева пятиконечные изрезанные листья.
Абрикос узнаём по его всем известным плодам жёлто – оранжевого цвета. Цветёт абрикос белыми цветками. У дерева овальные с острым кончиком листья.
Персик мы узнаём по удлинённым с острым кончиком листьям, нежно – розовым цветкам и крупным сочным плодам оранжевого цвета с красноватым бочком.
2. По рисунку учебника (с. 128 – 129) знакомимся с животным миром Черноморского побережья Кавказа.
Косуля – парнокопытное животное семейства оленевых.
Чайки – многочисленный род птиц семейства чайковых, обитающих на морских просторах. Одними из отличительных характеристик являются – это сильный, слегка загнутый на конце клюв, и хорошо развитые плавательные перепонки на ногах.
Цикады. Эти насекомые питаются соком растений. Их можно узнать не только по внешнему виду, но и по громкому стрекотанию.
Олеандровый бражник – бабочка удивительной красоты.
Бакланы – ныряющая морская птица.
Медуза – корнерот. Верхняя часть медузы состоит из крупного мясистого колпака. Внутри колпака находятся главные органы.
Дельфин – млекопитающие из семейства зубатых китов отряда китообразных.
Ящерица кавказская – небольшая скальная ящерица, достигающая в длину чуть более 60 мм.
Богомол – хищное насекомое, питается мухами и другими насекомыми.
Крабы преимущественно небольшие по размеру (9 –10 сантиметров по ширине панциря)
Морские коньки – это вид лучепёрых рыб семейства игловых. Тело морского конька покрыто костными пластинками, образующими поперечные кольца. На теле имеются многочисленные длинные шипы, кожистые выросты, позволяющие морскому коньку маскироваться среди водорослей.
Морские иглы имеют характерную длинную форму. Ведут сходный образ жизни с морскими коньками
3. С помощью рисунка рассказываем об экологических связях в природе Черноморского побережья Кавказа. Изготавливаем модель характерной цепи питания.
Тёплый климат и богатая растительность позволяют в субтропиках проживать большому разнообразию насекомых. Их основной пищей являются листва, кора, древесина, сок растений, пыльца. Но есть и хищное насекомое – богомол.
Также богатая растительность способствует проживанию здесь многих других животных. Например, парнокопытные питаются растительностью, звери живут в лесу, строят себе жилища, норы. Хищники охотятся на грызунов и копытных животных.
В тёплых водах чёрного моря произрастает много водорослей, которыми питаются ракообразные и рыбы. Дельфины, чайки и бакланы охотятся на рыб.
Модели цепей питания в субтропиках
Трава ← косуля ← рысь.
Морские водоросли ← рыбы ← дельфины.
Мелкие рачки ← крабы ← чайки.
Морские водоросли ← крабы ← осьминоги.
Обсудим!
Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?
Проверь себя
1. Что такое лес?
2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?
3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
4. Как обитатели леса связаны между собой?
Задания для домашней работы (на выбор)
1. Запиши в словарик: природное сообщество.
2. В книге "Великан на поляне" прочитай один из рассказов "Лесные тропинки", "В лес по ягоды", "Пожалейте берёзы". Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.
Вернуться к содержанию учебника