Страница 133 - ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Плешаков, Крючкова. Учебник часть 1

Старая и новая редакции

Вернуться к содержанию учебника

127 128 129 133 134 135 138

Вопрос

 По приведённому на с. 127 плану дай характеристику лугового сообщества вашего края.

Ответ

 По приведённому на с. 127 плану даём характеристику лугового сообщества нашего края.

Характеристика лугового сообщества Нижегородской области

1. Название сообщества.

Луг.

2. Какие организмы составляют сообщество.

Организмы сообщества: луговые травы и цветы, черви, насекомые, земноводные, млекопитающие, грибы.

Растения: василёк луговой, лютики, тимофеевка луговая, овсяница луговая, разные виды клевера, мышиный горошек, хвощ, ситник нитевидный, тысячелистник.

Животные: полёвка, мышь – малютка, степная пеструшка, обыкновенный хомяк, малая землеройка, ящерица прыткая, жаворонок, коноплянка, перепел, пчёлы, цветочные мухи, шмели, комары, кузнечики, бабочки лимонница и голубянка.

Грибы: шампиньон луговой, опёнок луговой, дождевик луговой.

Бактерии.

3. Экологические связи в сообществе.

Растения растут благодаря почве, солнцу, воздуху и воде.

Растениями питаются насекомые, земноводные, млекопитающие и птицы. Это потребители первого уровня.

Насекомыми питаются земноводные и птицы. Это потребители второго уровня.

Черви и личинки насекомых рыхлят землю, а микроорганизмы превращают отмершие части растений и мёртвые организмы в перегной. В перегное накапливаются питательные вещества для роста будущих растений.

4. Значение сообщества для человека.

Человек использует луг для сенокоса, пастбищ и отдыха.

5. Влияние человека на сообщество.

Вытаптывание и перевыпас животных на лугу. Погибают растения, исчезают животные.

6. Охрана сообщества.

Некоторые луга находятся на территории охраняемых заповедников. Малочисленные растения и животные луга занесены в Красную книгу.

В Нижнем Новгороде создан экоцентр "Дронт", который заботится о сохранении природы Нижегородской области. Например, специалисты экоцентра "Дронт" выезжают в Артемовские луга, контролируют охрану редкого и очень важного вида – русской выхухоли, эндемика России, внесенного в международную и федеральную Красные книги с вышей категорией (находящийся под угрозой исчезновения реликтовый вид). 

Экоцентр поддерживает экологические инициативы горожан с 1989 года.

Вопрос

Обсудим!

1. Сравните лес и луг.

2. Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вине человека могут нарушиться экологические связи в луговом сообществе? Какие правила безопасности нужно соблюдать на лугу?

3. Сравните схемы. Как должна двигаться косилка при скашивании трав: от краёв луга к центру или от центра к краям. Объясните причину.

Ответ

1. Сравниваем лес и луг.

Лес и луг – это природные сообщества. Разница в том, что лес образован деревьями, а луг травами.

2. Приводим примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу...

Правильно

Вести себя тихо и спокойно, любоваться бабочками, цветами, растениями. Не топтать растения, не ловить насекомых, не срывать цветы.

Неправильно

Шуметь, топтать траву, рвать цветы, ловить насекомых, жечь траву, ковырять норки грызунов.

По вине человека бабочки могут остаться без пищи. Например, отдыхающие нарвут охапки луговых цветов и унесут их с собой, бабочкам нечего будет есть. Они либо улетят на другой луг, либо погибнут.

По вине человека обитатели луга могут остаться без пищи. Человек устраивает пастбища на лугу, пасёт скот до тех пор, пока не закончится трава. Затем скот перегоняют на другой луг, а на прежнем вытоптанном лугу трава уже не скоро восстановится.

Правила безопасности на лугу

Нельзя!

♦ Разорять гнёзда шмелей.

 Разводить костёр.

♦ Трогать, пробовать на вкус незнакомые ягоды и грибы.

3. Сравниваем схемы.

Косить надо траву от центра к краям луга, чтобы птицы и звери успели убежать.

Вопрос

Проверь себя

1. Чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него?

2. Какие организмы составляют луговое сообщество?

3. Как нужно вести себя на лугу?

Ответ

1. Сравниваем, чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него.

Сходство луга и леса в том, что они оба являются природными сообществами, где и растения, и животные тесно связаны друг с другом, живут в сообществе. И лесу, и лугу даёт жизнь неживая природа: земля, вода, воздух, солнце.

Отличаются они тем, что главные растения лесного сообщества – деревья, а лугового – травы. Значит и животный мир этих сообществ тоже имеет отличия. Например, медведи на лугу не живут, им нужен лес.

2. Называем организмы, которые составляют луговое сообщество.

Это черви, насекомые, грызуны, земноводные, птицы.

3. Рассказываем, как нужно вести себя на лугу.

На лугу нужно вести себя спокойно, не топтать траву, не рвать цветы, не ловить бабочек и жуков, не разорять гнёзда шмелей, не поджигать сухую траву.

Вопрос

Задания для домашней работы (на выбор)

1. В книге "Великан на поляне" прочитай рассказ "Горит трава". Найди в нём доказательства того, что не нужно поджигать старую сухую траву.

2. С помощью учебника составь в рабочей тетради памятку "Как вести себя на лугу". К правилам поведения нарисуй условные знаки.

Подсказка

Рисунки к правилам в рабочей тетради с. 73.

Ответ

Домашняя работа

1. Поджигая сухую траву, человек наносит большой вред природе.

А именно:

человек уничтожает вместе со старой травой и молодые ростки;

во время огня погибают те растения, корни которых находятся не глубоко в почве;

сгорают семена растений, которые находились в почве с прошлого лета;

сгорают маленькие животные, населяющие траву – это насекомые, улитки, пауки;

сгоревшая трава, остатки сухих растений не образуют в почве перегноя;

где траву постоянно жгут, появляются овраги;

во время огня погибают птицы и зверьки. 

3. Рассказываем, как вести себя на лугу.

Памятка

1. Не рви на лугу цветы, не топчи луговые травы.

2. Не лови беззащитных насекомых: бабочек, стрекоз, жуков, кузнечиков. Не дави ногами гусениц.

3. Не поджигай сухую траву.

4. Не разоряй гнёзда птиц и шмелей, не ковыряй норки грызунов.

5. Не оставляй после себя мусор.

Рисунки к правилам в рабочей тетради с. 73.

Вернуться к содержанию учебника