Страница 139 - ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Плешаков, Крючкова. Учебник часть 1

Старая и новая редакции

Вернуться к содержанию учебника

134 135 138 139 140 141 142

Вопрос

Выберите год учебника

Стр. 139 учебника 2019-2022:

Стр. 139 учебника 2023-2024:

По своим наблюдениям расскажи, какие растения и животные пресных вод встречаются в вашем крае.


Стр. 139 учебника 2011-2018:

Поверхность нашего края

► По своим наблюдениям, а также с помощью карты края и краеведческой литературы опиши основные формы земной поверхности в вашем крае. Не забудь, что равнины бывают плоскими и холмистыми, а горы разной высоты.

Ответ

Стр. 139 учебника 2019-2022:

Стр. 139 учебника 2023-2024:

По своим наблюдениям рассказываем, какие растения и животные пресных вод встречаются в нашем крае.

Растения и животные водоёмов Нижегородской области.

Водные растения: спирогира – нитчатая водоросль, кубышка жёлтая, рогоз широколистный, кувшинка белая, водокрас, рдест (водяная капуста), ряска малая, стрелолист.

Животные водоёмов: бобр, выдра, ондатра, водяная полёвка (крыса), водяная землеройка, выхухоль, уж, гадюка.


Стр. 139 учебника 2011-2018:

 По своим наблюдениям, а также с помощью карты края и краеведческой литературы описываем основные формы земной поверхности в нашем крае. Не забываем, что равнины бывают плоскими и холмистыми, а горы разной высоты.

Территория Нижегородской области занимает часть Восточно – Европейской, или Русской, равнины, которая местами имеет много холмов. 

Река Волга делит область на две части – Левобережье (Заволжье) и Правобережье, которые сильно отличаются друг от друга.

Заволжье представляет собой равнину, являющуюся частью Волжско – Окской низины. 

Правобережье Оки и Волги представляет собой волнистую равнину, образованную Алатырским валом. Этот вал является крайним северным выступом Приволжской возвышенности. Высота местности здесь достигает до 180 – 250 метров над уровнем моря. Приволжская возвышенность к Оке и Волге круто обрывается, образовывая горы – Стародубье, Перемиловские, Дятловы, Фаддеевы. 

Вопрос

 Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.

Ответ

 Строим модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества нашего края. Просим соседа по парте проверить работу. Если потребуется, исправляем ошибку, видоизменяя модель.

Примеры моделей цепи питания пресноводного сообщества Нижегородской области

Водоросли ← личинки комара ← клоп – водомерка ← лягушка серая ← цапля.

Водоросли ← карась ← щука ← останки щуки ← рак.

Рогоз ← комар ← стрекоза ← лягушка ← уж.

Микроводоросли ← моллюски ← ондатра.

Вопрос

► По приведённому на с. 127 плану дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.

Ответ

 По приведённому на с. 127 плану даём характеристику пресноводного сообщества нашего края.

Характеристика пресноводного сообщества Нижегородской области

1. Название сообщества.

Пруд.

2. Какие организмы составляют сообщество.

Растения:  спирогира – нитчатая водоросль, кубышка жёлтая, рогоз широколистный, кувшинка белая, водокрас, рдест (водяная капуста), ряска малая, стрелолист.

Животные: ондатры, водяные полёвки (крысы), лягушки, ужи, гадюки, цапли, дикие утки.

3. Экологические связи в сообществе.

Растения растут благодаря воздуху, солнцу, воде, почве.

Растения дают животным кислород, пищу, жилище.

Хищные обитатели пруда питаются более мелкими животными.

Отмершие растения и останки животных перегнивают, перерабатываются микроорганизмами в минеральные соли, которые служат питанием для растений.

4. Значение сообщества для человека.

Это запасы пресной воды, место для рыбалки, купания и отдыха.

5. Влияние человека на сообщество.

Пруд загрязняется мусором, вылавливается рыба и животные, рвутся растения.

6. Охрана сообщества.

Необходимо установить возле пруда мусорные корзины, таблички с призывами не рвать растения и не ловить стрекоз. Запретить рыбалку во время нереста рыб.

Вопрос

Обсудим!

1. Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?

2. Как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?

3. Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из – за чего могут исчезнуть лягушки?

Ответ

1. Отвечаем, названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде.

Водяной уж, лягушка прудовая, клоп – водомерка, жук – плавунец, речной рак, прудовик, водоросли, водяная крыса.

2. Рассказываем, как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные.

Мягкое тело двустворчатых моллюсков защищено раковиной, которая состоит из двух створок.

Длинные ножки клопов – водомерок снизу покрыты жиром, поэтому они не тонут.

Мягкие тела прудовиков и катушек защищают закрученные раковины.

У рыб тело приплюснуто, есть плавники и хвост. Это позволяет рыбе плавать. Тело защищено чешуйками. Рыбы имеют жабры, через которые проходит вода и насыщает организм кислородом.

Тело раков защищает панцирь. Для защиты от врагов, разрывания пищи у раков есть сильные клешни.

Бобры имеют на лапах перепонки и сильный широкий хвост для плавания, а у ондатры перепонки на задних лапах. 

У диких уток и гусей на лапах перепонки для плавания по воде.

У цапель длинные ноги и клюв для того, чтобы они ловили лягушек на мели.

У водяной лилии и кубышек широкие листья, которые плавают по воде. А также длинный стебель, который позволяет растениям укреплять корни на дне водоёма, а листья и цветки размещать на поверхности воды.

Листья ряски крохотные и лёгкие, они располагаются по поверхности воды, не тонут.

У рогоза и камыша длинные стебли, позволяющие соцветиям цвести над водой.

3. Рассуждаем, если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель. Из – за чего могут исчезнуть лягушки.

Если исчезнут лягушки, то комаров расплодится очень много, комары являются основной пищей лягушек.

Цапли питаются лягушками. Если исчезнут лягушки, цапли покинут водоём в поисках пищи.

Лягушки могут исчезнуть если:

• человек вытравит всех комаров;

• высохнет водоём;

• икру лягушек будут поедать другие обитатели пруда;

• если в пруду поселится много ужей и цапель.

Вопрос

Проверь себя

1. Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?

2. Приведи примеры экологических связей в пресноводном сообществе.

3. Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?

Ответ

1. Называем, какие живые организмы составляют пресноводное сообщество.

Пресноводное сообщество составляют: водоросли, водные растения, рыбы, моллюски, ракообразные, земноводные, птицы.

2. Приводим примеры экологических связей в пресноводном сообществе.

В речном сообществе происходит круговорот веществ: останки умерших животных и растений попадают на дно, где они под действием бактерий перегнивают и превращаются в соли, которые растворяются в воде и служат питанием для растений. Растения насыщают воду кислородом, служат пищей для обитателей водоёма.

Например, в пруду растут водоросли, насыщают воду кислородом, карпы питаются водорослями, дышат кислородом. 

3. Отвечаем, какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране.

В охране нуждаются растения с красивыми цветками: водяная лилия, кубышка жёлтая, купальница, сальвиния, а также животные: белая цапля, бобры, выдра, выхухоль, лягушки, стрекозы, двустворчатые моллюски.

Вопрос

Задания для домашней работы (на выбор)

1. В книге "Зелёные страницы" прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.

2. В книге "Великан на поляне" прочитай рассказы "Берегите раков!", "Зачем нужны в реке ракушки". Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?

Ответ

Домашняя работа

1. Экологические связи, которые раскрыты в главе о бобрах.

В лесу растут деревья. Они служат бобрам питанием и строительным материалом.

Бобры строят из деревьев себе жилища, а также плотины, которые поднимают уровень воды в речках и ручьях, делают их глубокими.

Зимой это глубокое запруженное бобрами место не промерзает до дна. На дне растут водные растения, которыми бобры питаются зимой.

Бобровые пруды служат водопоем для многих лесных жителей, в них поселяются дикие утки, ценные рыбы.

Если случается лесной пожар, бобровые пруды и каналы преграждают дорогу огню.

Бобры срубают осины и ивы, которые дают много молодой поросли по берегам. В этих местах охотно пасутся зайцы, косули, лоси.

Рассказываем, что из этой главы показалось самым интересным.

Мне интересно было узнать о бобрятах, которые из-за своего очень лёгкого веса в первые дни жизни не могут нырять.

А ещё интересно было узнать то, как устроена шуба бобра. Оказывается, животное не промокает из-за густоты меха, которого у большинства других животных не бывает.

Сообщение по окружающему миру на тему: "Бобры"

1. Бобры, описание.

Бобра часто называют "королём грызунов". Он значительно крупнее в сравнении со многими другими грызунами. Длина тела животного достигает 70 см, ещё 30 см – хвост.

Хвост бобра не покрыт мехом, он голый. Кажется, что хвост покрыт чешуйками, но это не так. Это просто утолщения кожи.

Бобр имеет мощные зубы-резцы, которыми он подгрызает и сваливает деревья.

Взрослый бобр весит до 30 кг. Живут бобры до 25 лет

2. Места обитания, питание.

Бобры живут на реках, ручьях, стоят себе жилища-хатки из деревьев и плотины. На крутых берегах бобры роют себе норы.

Ещё бывает так, что бобры роют каналы, которые расходятся в разные стороны от водоёма. По каналам бобры сплавляют древесину в водоём, где ведётся строительство хатки или плотины.

Бобры питаются молодой корой и листьями деревьев. Под водой они добывают себе корни, корневища, стебли и листья водорослей.

3. Семьи бобров, потомство.

Бобры живут семьями по 8 – 12 зверей. Каждый год у них появляется потомство, которое остаётся с родителями в течение двух лет. На третьем году жизни молодые бобры начинают жить самостоятельно.

Рождается малышей от 2 до 5. Они зрячие и покрыты шёрсткой. Бобрята в первый же день норовят выбраться из хатки, но родители их не выпускают. Вход в хатку под водой, очень лёгкие бобрята просто не смогут нырнуть, чтобы вернуться домой. 

Родители кормят малышей целый месяц, пока те наберут вес. Лишь потом им будет позволено выползти из норы или хатки.

4. Хатки бобра.

Хатки – это жилища бобров. Они строят их из веток и сучьев, складывают один на другой и скрепляют илом и глиной.

Вход в хатку всегда находится под водой, а снаружи она выглядит рыхлой кучей хвороста. Внутри сухо, зимой достаточно тепло.

Бобры постоянно следят за своим домом, они его ремонтируют, подновляют. 

Высота хатки бобра 2 – 3 метра, но бывает, что достигают и 6, и 13 метров.

5. Истребление и охрана бобров.

На бобров веками велась охота в разных странах. Причина тому – это мех бобра, он высоко ценится. В прошлые времена за одного бобра давали несколько соболей.

Дольше всех стран бобров берегла Россия, но к 20 – м годам XX века правила стали нарушаться. Угроза над исчезновением бобров разрасталась.

Сейчас для сохранения этих удивительных животных охота на них запрещена, созданы несколько заповедников и заказников. Популяция бобров растёт.

3. Рассказываем, приходилось ли сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах. Что об этом думаем.

Иногда я видел(а) на берегах рек пустые раковины двустворчатых моллюсков. Сами моллюски не могли выбраться на берег и погибнуть. Получается, что это безответственные люди выбросили их на берег погибать. 

Я думаю, что незнание о различных животных водоёмов не может служить оправданием безответственного отношения к ним. Каждое животное и растение является частью речного сообщества, важным звеном, которое выполняет свою ответственную роль в природе. Поэтому следует относиться бережно ко всем живым организмам, которые нам встречаются в любом природном сообществе.

Вернуться к содержанию учебника